Примитивные приспособления для подвешивания колоколов
Небольшие и немногочисленные колокола, первоначально находившиеся в распоряжении церквей, конечно, не требовали для их подвешивания каких-либо сложных приспособлений; обыкновенно для этой цели служили простые козла, форма которых находилась в зависимости от местных условий. Так, самым простым приспособлением являлось соединение двух брусьев или бревен в виде буквы глаголя, причем свободный конец одного из них закапывали в землю, а другой или клали на подоконник, или закладывали в нарочно выбранное в стене гнездо. Такого типа козла при одной из церквей Московского Китай-города изображены на рисунке Адама Олеария (рис. 162); из его же сочинения заимствован рис. 163, изображающий другую форму деревянных козел, состоявших из двух вертикальных брусьев, укрепленных в подставках раскосами и соединенных вверху горизонтальным брусом; к последнему подвешивались колокола. Этот тип, вероятно, применялся лишь в тех случаях, когда козла по каким-либо соображениям должны были быть переносными*.
* Олеарий нарисовал эти козла несоразмерно большими.
Обычно же нижние концы вертикальных брусьев, конечно, просто зарывали в землю.
На одной из икон, находящихся в часовне «Владычный Крест» во Пскове, изображен третий вид деревянных козел-звониц; он состоял из двух легких крестовин, должно быть, соединенных вверху рамой, с легкой досчатой крышей, и особенно интересен тем, что предназначался, как видно из рисунка 164 А, для установки на стенах церковной ограды или на крыше церкви. Из соединения этого типа с предыдущим образовалась настенная звонница в точном смысле слова, хотя все еще деревянная, но по форме своей почти тождественная с первыми каменными звонницами; она представляла собой два вертикальных столба, установленных на краю кровли и соединенных горизонтальным брусом, поверх которого устраивалась двухскатная крыша (рис. 165 А). Две таких звонницы, соединенные в одно целое, образовали двухпролетную о двух фронтонах звонницу, то есть именно тот тип, который наиболее был распространен в формах каменных (рис. 165 В).
Автор миниатюр древней рукописи, репродукцию с одной из которых представляет рисунок 165 В, очевидно, изобразил каменные столбы с деревянным перекрытием; но вполне естественным переходом от описанных выше деревянных козел к рассматриваемой форме являются деревянные столбы с деревянным же перекрытием; что такие звонницы существовали в действительности, можно заключить из рисунка 164 Б, на котором как формы капителей столбов, так и нижняя забирка (балюстрада) между последними, напоминают, скорее, формы деревянные, тогда как капители столбов на рисунке 165 А и В, бесспорно, должны быть отнесены к формам каменным.
В альбоме Мейрберга, на изображениях местечка Дубровны и Великого Новгорода, видны деревянные звонницы (рис. 166); разобраться в их конструкции, вследствие неясности рисунка, довольно трудно; однако, можно предположить, что это были поставленные в ряд столбы (в первом случае 3, а во втором 5), связанные вверху горизонтальным брусом, на котором висели колокола. На верхние торцы вертикальных столбов был насажен второй горизонтальный брус, подпертый подкосами и служивший основой для двухскатной крыши (рис. 167). Эти сооружения являются прототипом многопролетных, отдельно стоящих каменных звонниц, часто встречающихся во Пскове. Возможно также, что звонница в Дубровне состояла из четырех столбов, образовавших в плане узкий прямоугольник, так как в таком случае вся звонница была бы гораздо устойчивее; однако, четвертого столба на рисунке не видно, что, впрочем, может быть объяснено спешностью наброска, сделанного художником. Если это так, то весьма близким к ней по характеру представляется сооружение для колоколов, стоявшее у церкви Воскресения в Усть-Паденге (рис. 168), построенной в 1675 году*.
* В 1893 году церковь эта перенесена на новое место и переименована в Успенскую-Кладбищенскую.
Оно представляло собой четыре размещенных по квадрату и врытых в землю столба, приблизительно на середине высоты которых находился помост для звонаря; для устойчивости столбы были связаны внизу тремя рамами, а вверху - одной, к которой были подвешены колокола и которая служила мауэрлатом для концов стропильных ног четырескатной крыши, увенчанной крестом. На помост надо было взбираться по приставной лестнице.
Такие относительно примитивные сооружения для подвешивания колоколов устраивались в течение очень долгого периода времени – об этом свидетельствуют своими рисунками Олеарий и Мейерберг, путешествовавшие по Московскому государству в XVII веке, а также усть-паденгская звонница. Однако, наравне с подобными козлами и звонницами строились в это время и колокольни, первоначальное время появления которых с точностью установить трудно.
Источник: https://wood.totalarch.com/node/10
Добавить комментарий