Типы надгробных сооружений и крестов

Говоря об оградах погостов, нельзя не сказать несколько слов о надгробиях и могильных крестах, толпящихся за этими оградами. Конечно, самые древние из дошедших до нас деревянных надгробий не могут быть старше конца XVII, начала XVIII столетия, но в этой области, более чем где-либо, должна сказаться приверженность русских людей придерживаться стародавних традиций и, следовательно, ставить над могилами своих отцов такие же надгробия, какие ставили прадеды над могилами своих отцов.
 
Древний стиль надгробий сохранил свою чистоту дольше всего на севере, где в Архангельской и Олонецкой губерниях старообрядцы и до сих пор во многом придерживаются древних обычаев и часто ставят на своих погостах надгробия по старинным образцам.
 
Хотя такие надгробия бесконечно разнообразны по деталям, но по основным чертам композиции они могут быть разделены на три главные группы, а именно: на «гробницы», на «срубцы» и на «намогильнички», или «намогильные столбики». Первые представляли собой, в сущности, часовни, то есть небольшие, квадратные или прямоугольные в плане срубы, покрытые двухскатными крышами, тесовые коньки которых увенчивались иногда луковичными главками и крестами (рис. 146), а фронтоны украшались порезками. Стены рубились из бревен или брусьев с углами в «лапу», или с «остатком» (рис. 147), причем стены, параллельные коньку крыши, делались иногда внизу с откосами, как, например, у одной гробницы на погосте села Тихвин-Бора Оленецкой губернии (рис. 148). В гробнице всегда устраивалась дверь, а иногда небольшие оконца; внутри по стенам размещались полки для икон и крестов и лавка, на которой можно было присесть, чтобы, не утомляясь, подольше побыть в гостях у дорогого покойника. Идея сооружения такого типа надгробий вытекала, вероятно, с одной стороны, из желания оградить могильные холмики от осквернения их животными, случайно попадавшими в ограды погостов, а также от зарастания их травой и кустами, или от размывания их дождевой водой; с другой стороны, идея этих надгробий могла зародиться еще в глубокой древности, на почве языческих верований в необходимость пристанища для души покойника, в которое его родственники приносили пищу и питье.
 
Очевидным отголоском этих верований является обычай, сохранившийся у нас во многих местах до настоящего времени, и заключающийся в том, что родственники, приходящие на Красную Горку к могилам, приносят с собой пасхальные яйца, которыми христосуются с покойниками и которые оставляют на могилах; в некоторых местностях приносят не только яйца, но также кусочки куличей и пасох.
 
Рис. 146. «Гробницы» в Тогозере. Фото Ф. Калинина. Ворота, калитки и ограды монастырей и погостов. Русское деревянное зодчество. Михаил Красовский Рис. 147. «Гробницы». Село Данилова. Фото Ф. Каликина. Ворота, калитки и ограды монастырей и погостов. Русское деревянное зодчество. Михаил Красовский
Рис. 148. «Гробница». Село Тихвин-Бор. Фото Ф. Каликина. Ворота, калитки и ограды монастырей и погостов. Русское деревянное зодчество. Михаил Красовский Рис. 149. «Срубец». По А. Бобринскому. Ворота, калитки и ограды монастырей и погостов. Русское деревянное зодчество. Михаил Красовский
Рис. 150. «Срубец». По А. Бобринскому. Ворота, калитки и ограды монастырей и погостов. Русское деревянное зодчество. Михаил Красовский Рис. 151. «Срубец». По А. Бобринскому. Ворота, калитки и ограды монастырей и погостов. Русское деревянное зодчество. Михаил Красовский
Рис. 152. «Намогильный столбик». Село Данилова. Фото Ф. Каликина. Ворота, калитки и ограды монастырей и погостов. Русское деревянное зодчество. Михаил Красовский Рис. 152. «Намогильный столбик». Село Данилова. Фото Ф. Калинина
Аналогичными гробницами по идее и по форме являлись «срубцы», так как они отличались от первых одними только размерами, являясь как бы плотно пригнанным футляром для могильного холмика (рис. 149). В самом деле, это были прямоугольные ящики, сколоченные из теса или срубленные из брусьев, над двухскатной крышкой которых ставились кресты (рис. 150). Иногда кресты ставили за срубцем – в головах могилы, а в противоположном фронтончике прорезали небольшое квадратное отверстие, очевидно, имевшее лишь символическое значение, связанное с упомянутыми выше верованиями, так как никакого практического смысла оно, конечно, иметь не могло (рис. 151).
 
Наконец, «намогильнички» представляли собой иногда очень богато украшенные стойки, к верху которых прикреплялись доски с вырезанными на них крестами, окруженными священными текстами, датами и именами усопших (рис. 147 и 148). Для предохранения этих досок от дождя и снега поверх них устраивались двухскатные тесовые крышки, украшенные иногда резными подзорами, спускавшимися часто до земли, как, например, у одного намогильного столбика 1866 года, находящегося на старообрядческом кладбище села Данилова (рис. 152). Несколько иную композицию верха имеют некоторые намогильнички другого старообрядческого кладбища с. Лумбуша Олонецкой губернии; у них над стойками помещены двухсторонние, нередко большого размера, киоты, прикрытые двухскатными крышками более пологими, нежели у предыдущего типа (рис. 153).
 
 

Источник: https://wood.totalarch.com/node/7

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)